Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Фридрих Готлиб Клопшток

«Смерть Адама»

Краткое изложение вариант 1 вариант 2

Долина, окружённая горами, в ней шалаши и алтарь Авелев (гробница Авеля, убитого братом его, Каином). Адам молится у алтаря, а сын его, Сиф, и одна из правнучек, Зелима, говорят между собой. Зелима счастлива — ведь сегодня Адам должен «ввести ее в сень брачную», она выходит за мудрого Гемана, которого сама избрала мужем своим. Но Сиф не может радоваться вместе с нею, потому что он видел недавно, что отец его, Адам, печален, что лицо его покрыто смертной бледностью, а «ноги едва переступают».

Адам восклицает: «Мрачный день! Ужасный». Он отсылает Зелиму к матери и, оставшись наедине с Сифом, рассказывает, что было ему видение. Явился ему Ангел Смерти и рек, что вскоре Адам снова узрит его. Мысль о близкой смерти, о том, что он должен умереть, и все дети его — весь род человеческий — тоже смертны, терзает Адама, наполняет его душу невыносимым ужасом и тоскою. Ведь он был создан для бессмертия, а смертность — это наказание за великий грех, который совершил он, ослушавшись Господа, и вина за тот грех лежит на всех его потомках. Он просит Сифа вымолить у Творца хотя бы ещё один день жизни, но на долину спускается мрак, появляется Ангел смерти и объявляет Адаму, что по велению Всемогущего он умрёт «до захождения солнца», в тот миг, когда Ангел взойдёт на скалу и ниспровергнет ее. Адам смиренно принимает эту весть, но душа его полна скорби. Он не хочет, чтобы жена его, Ева, и потомки видели его умирающим. Возвращается Зелима. Она в смятении, потому что незнакомый человек, «грозный, свирепый, с быстрыми глазами и бледным лицом», ищет Адама. Она видит отрытую рядом с алтарём могилу, узнает, что Адам готовится к смерти, и молит его не умирать. В это время появляется Каин, который обвиняет Адама во всех несчастьях своих, а когда тот просит его замолчать, пожалеть хотя бы юную Зелиму, «эту невинность плачущую», с горечью произносит: «Но где существует невинность, с тех пор как родились дети Адамовы?» Он хочет отомстить отцу за то, что убил он брата своего, Авеля, за то, что нигде не может обрести покоя. Задумал он ужасное мщение — проклясть отца в день смерти его. Адам заклинает его не делать этого ради спасения, которое ещё возможно для Каина, но тот в неистовстве восклицает перед алтарём убитого им брата: «Да начнётся проклятие твоё в день смерти твоей, да истребится род твой!» Но вдруг он — словно человек, которого покинуло безумие, — ужасается тому, что творит. Каину мнится, что он пролил кровь отца своего, и он устремляется прочь, охваченный отчаянием. Велика вина Каина перед отцом, и тяжек грех, им совершенный, но Адам посылает к нему Сифа и велит облегчить его терзания и передать, что прощает его. Каин в экстатическом порыве взывает к Господу и просит простить Адама, как тот простил своего грешного сына. Измученный страданиями, Адам засыпает у гробницы. Появляется Ева. Она полна счастья оттого, что нашёлся младший ее сын, Зуния, который недавно заблудился. Когда Сиф сообщает ей, что Адам должен умереть, она в безмерной печали бросается к мужу и молит его взять ее с собой. Проснувшийся Адам утешает ее словами, полными бесконечной любви. В это время приходят молодые матери, чьих детей должен благословить праотец, и Зуний. Адам, глаза которого уже застлала смертная пелена, слышит голос младшего сына среди голосов плачущих сородичей, но в этом мире для Адама уже не может быть радости. Сиф с ужасом видит, что верхушки кедров уже закрывают солнце, и просит Адама благословить их всех. Но Адам отвечает, что не может этого сделать, ибо на нем лежит проклятие. Страх смерти, мысль о том, что он навлёк проклятие на детей своих и тем обрёк их на страдания, мучают его ещё сильнее. «Где буду я?» — в отчаянии вопрошает он. Завеса с глаз Адама спадает, он видит лица родных и «плачевное жилище смерти» — готовую гробницу. Но внезапно, когда ужас умирающего достигает апогея, на него снисходит умиротворение, словно кто-то посылает ему благую весть, и все с изумлением и великой радостью видят, как лицо его озаряется ангельской улыбкой. Страх смерти покидает Адама, ибо он теперь знает, что Бог простил его и что за смертью грядёт спасение и вечная жизнь.

Адам подзывает к себе детей, внуков и правнуков. Вместе с Евой, которая скоро соединится с Адамом в иной жизни, он благословляет своих потомков и сообщает им о том, что прощён, а вместе с ним прощён весь род человеческий. «Вы умрёте, но умрёте для бессмертия», — наставляет он чад своих. Он наказывает им быть мудрыми, благородными, любить друг друга и благодарить сотворившего их в час жизни и в час смерти.

Вдали слышен шум, скалы низвергаются.

Адам умирает со словами: «Великий судия! Я иду к Тебе!»

Семья Адама проживает в долине, окруженной горами. Поселение состоит из шалашей и гробницы Авеля, служащей также и алтарем. Адам молится у алтаря, лицо его печально и покрыто смертельной бледностью. Рядом с ним стоит его внучка – Зелима. В отличие от праотца, Зелима счастлива, ведь сегодня Адам должен выдать ее замуж за Гемана, мудрого человека, которого она сама выбрала себе в мужья.

К Адаму подходит его сын, Сиф, и праотец рассказывает, что ему было видение собственной смерти и смерти всего рода человеческого за грехи перед Господом. Он просит сына помолиться вместе с ним, в этот момент появляется Ангел смерти и сообщает Адаму, что смерть заберет его сегодня до захода солнца. Праотец смиренно принимает волю Бога, но сердце его полно печали, так как он не хочет, чтобы родные видели его на смертном одре.

Приходит Зелима и говорит, что Адама ищет какой-то неизвестный человек со свирепым бледным лицом. Правнучка видит свежую могилу и понимает, что Адам готовится к смерти. Плачущая девушка просит праотца не умирать. Появляется Каин, обвиняющий отца в своих бедах. Каин считает, что именно Адам виноват в смерти Авеля, он хочет мести и проклинает отца в день его смерти. Праотец просит сына одуматься ради своего спасения, но тот в безумии своем требует смерти для всего рода адамова. Каин ужасается своим словам и уходит прочь, Адам посылает Сифа вслед за ним и просит передать Каину свое прощение. Прощеный сын молит Господа простить Адама, как тот простил своего безумного сына. Измученный страданиями праотец засыпает у своей могилы.

Ева приходит к праотцу с хорошей новостью – нашелся их младший сын, который недавно заблудился. Сиф сообщает матери, что Адам находится при смерти. Ева бросается к любимому и просит забрать ее с собой, очнувшийся Адам утешает жену словами, полными всеобъемлющей любви. Вокруг праотца собираются все родственники. Сиф просит благословить их, так как час Адама близок, но праотец отказывается, ибо он проклят. Сердце Адама гложет чувство вины за то, что его проклятие коснется и его детей.

Внезапно на Адама снисходит озарение – он понимает, что Господь простил его грехи, а за смертью его ждет спасение и вечная жизнь. Лицо праотца озаряется ангельским светом, он зовет к себе Еву и своих потомков, благословляет их и говорит, что он прощен Богом. Благой Господь простил весь род человеческий, Адам говорит своим детям быть мудрыми и благородными, любить ближнего своего и совершать благие дела. Адам умирает, радуясь, что скоро воссоединится с великим творцом.