Михаил Юрьевич Лермонтов


Биография
Биография писателя
Произведения
29 произведений
Сочинения
262 сочинения

««Россия, Русь! Храни себя, храни..»

Сочинение

\"Россия, Русь! Храни себя, храни...\" (по произведениям русских писателей XIX и XX веков) Тему России можно рассмотреть в творчестве двух поэтов XIX и XX вв. - Лермонтова и Блока, так как в их взглядах на родину много общего, Эта тема проходит через все творчество и Лермонтова, и Блока. У них она ярко выражена, эти поэты сознательно работали над ней. Этого нельзя заметить, например, у Пушкина: в его творчестве, несомненно, присутствует мотив любви к России, но он не выделен отдельно. Существование четко определенного мотива России в творчестве обоих поэтов можно определить и так: оба поэта творили в переломные моменты истории. Лермонтов - в эпоху безвременья, наступившую после поражения декабристов. Блок же пережил две революции, был свидетелем их последствий, предпосылок. В такие периоды жизни особенно остро стоит вопрос о дальнейшем развитии страны, о ее будущем.У Лермонтова чувство любви к России зародилось очень рано и осталось навсегда. Так, 15-летний юноша Лермонтов писал: \"Я родину люблю. и больше многих\". Нужно заметить, что тема родины для поэта гораздо шире темы России. Это связано с воплощением образа родины, который, в свою очередь, зависит от художественного метода Лермонтова. Он поэт-романтик, следовательно, помимо конкретного образа России у него присутствует и обобщенно-символический образ родины. В романтических произведениях поэта родина является неким романтическим идеалом. В частности, в поэме \"Мцыри\" герой говорит о том. что он \"знал одной лишь думы власть\", имея в виду \"думу\" о возвращении на родину, желая прижаться \"с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной\". Здесь у Лермонтова выражен мотив оторванности от родины; герой непобедим лишь до тех пор, пока ходит по родной земле, а оторванность от нее ведет к гибели. В стихотворении \"Листок\" этот мотив также прослеживается. Листок, оторванный \"от ветки родимой\", \"засох и увял\". Даже у благодатного Черного моря не находит приюта среди \"зеленых ветвей\", \"райских птиц\". Автор испытывает презрение к тем, у кого нет родины, кто свободен от \"страстей и страданий\". Так, он сравнивает таких людей с тучами (\"Тучи\"), которым всего лишь \"наскучили нивы бесплодные\", и они, \"вечно холодные, вечно свободные\", мчатся \"в сторону южную\".Кроме романтического идеала у Лермонтова есть и конкретное воплощение образа России Она становится предметом идейно-творческих раздумий автора. Он писал: \"В России нет прошедшего, она вся в настоящем и будущем\". Стихотворение \"Родина\" - выступление Лермонтова по одному из важнейших вопросов идейно-политической борьбы того времени в России, о путях ее развития. Стихотворение это было написано поэтом под впечатлением путешествия по России. Он отказывается от основных точек зрения на вопрос о дальнейшей судьбе России. По Лермонтову, любовь к родине не определяется идеями декабристов (\"ни слава, купленная кровью\"), религиозными идеалами (\"ни полный гордого доверия покой\"), а также принципами славянофилов (\"ни темной старины Заветные o преданья\"). Лермонтов утверждает свою любовь: это его глубоко личное чувство (\"но я люблю - за что, не знаю сам\"). Лжепатриотизму он противопоставляет свое чувство, свою \"странную любовь\". Добролюбов писал о Лермонтове: \"Он понимает любовь к Отечеству истинно, свято, разумно\". В стихотворении \"Родина\" поэтом с удивительной точностью переданы могучие масштабы России: \"безбрежные леса\", \"разливы рек, подобные морям\". \"Родина\" - одно из немногих реалистических произведений поэта. Мы можем найти здесь неприукрашеиное описание пейзажа средней полосы России. Его составляют \"проселочные пути\", \"белеющие березы\", \"желтая нива\", \"полное гумно\". В \"Родине\" продолжены слова я мысли Пушкина из главы \"Путешествие Онегина\". Подобно Лермонтову, Пушкин пишет: \"Люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сломанный забор\". \"Родина\" Лермонтова полна глубокой нежности к родной земле, сердечной привязанности, без которой нет связи с Отчизной. Если вначале поэт пишет, что \"любит-что, не знает сам\", то потом конкретизирует: отрада вызвана созерцанием этого уклада жизни, этой природы. Лермонтов затрагивает и социальные аспекты темы родины. \"Прощай, немытая Россия...\" - смелое обвинение российской действительности, это протест против \"рабов, господ\", против преданности народа \"голубым мундирам\" (жандармам).Созвучно стихотворению \"Прощай, немытая Россия\" и произведение Лермонтова \"Предсказание\", имеющее реальную историческую основу -крестьянские \"холерные бунты\". Оно также направлено против \"короны царей\", против любви черни к царям, против безропотного неосознанного народного страдания. Кроме того, у Лермонтова присутствует образ малой родины. Так, в стихотворении \"Как часто, пестрою толпою окружен\" поэт описывает свое детство в Тарханах, \"родные все места\": \"барский дом\", сад, \"спящий пруд\", \"темную аллею\". Воспоминания, связанные с этими местами, он сравнивает со \"свежим островком\" среди пустыни. Поэтической родиной поэта является, безусловно, Кавказ. Так, в произведении \"Синие горы Кавказа, приветствую вас!..\" он пишет, обращаясь к горам: \"Облаками меня одевай, вы к небу меня приучили\"; а также: \"Как я любил твои горы, Кавказ!\". Восхищался поэт и \"снегами\" и \"далекими льдинами утесов\", и \"путями неизвестными над пропастью\", и \"покрытой льдом безымянной рекой\", и чистым воздухом. Своей малой родиной считал поэт Москву. Так, в стихотворении \"Москва, Москва...\" он писал: \"Москва- моя родина и такою будет для меня всегда...\".Тема России четко выделена также у Блока. В 1908 году он писал к Станиславскому о родине: \"Этой теме я сознательно я бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни...\".В творчестве Блока постепенно проявляется образ родины и России, но чувство безоглядной любви к родине, как и у Лермонтова, пронизывает все его произведения. Так, в конце стихотворения \"Осенняя воля\" Блок восклицает о родине: \"Как и жить и плакать без тебя!\". В ранних стихотворениях Блока много неясного в его отношении к России и народу, в его произведениях, как и у Лермонтова, прослеживаются романтические мотивы. Так, в стихотворении \"Русь\" Россия Блока колдовская, таинственная. Она \"и во сне необычайна\", \"дебрями окружена\", в ней \"народы\" \"ведут ночные хороводы\", \"ведуны с ворожеями чаруют злаки на полях\". Но за этим сказочным романтическим обликом скрываются и печальные картины. В тексте стихотворения встречаются такие сочетания: \"зарево горящих сел\", \"ведьмы тешатся с чертями\", \"девушка на злого друга точит лезвеё\", \"нищета страны родимой\" и т. д. Несмотря на это. Блок чувствует кровное родство со всем русским. \"В лоскутах ее (Руси) дохмотий души скрываю наготу\", -говорит герой поэта .Блок писал, что в России для него \"жизнь или смерть, счастье или погибель\". И наиболее полно эти чувства отразились в цикле \"Родина\". Здесь содержатся раздумья поэта о прошлом, настоящем, будущем страны. Это страстный монолог человека, для которого любовь к родине - нечто глубоко личное, как и у Лермонтова. Блок обращается к родине: \"О, нищая моя страна... О, бедная моя жена...\" (\"Осенний день\"). Чувство его при этом лишено всякой умильности. Он видит не только \"прекрасные черты\" и \"разбойную красу\", но и \"избы серые\", \"лес да поле\". Такое же щемящее чувство любви, как у Лермонтова, вызывают у Блока \"избы, крытые соломой\". Блоковская \"Россия\" начинается реалистичной картиной проселочной дороги, как и у Лермонтова: \"вязнут спицы... в расхлябанные колеи\". Облик России двоится в понимании Блока: это страна с \"лесами да полями\", а также красавица-крестьянка с \"платком узорным до бровей\" и \"мгновенным взором из-под платка\".В теме России Блока присутствует и мотив вольности, бунта. Так, красота России, по Блоку, буйная, \"разбойная\". Но это положительная черта: \"не пропадешь, не сгинешь ты\" (\"Родина\"). Этот мотив неуспокоенности ярко прослеживается в цикле Блока \"На поле Куликовом\". Он пишет: \"И вечный бой! Покой нам только снится... Покоя нет!.. Не может сердце жить покоем\". Эти нотки романтизма близки лермонтовским произведениям с их духом протеста, сопротивления, борения, мятежа. И у Блока, как у Лермонтова, есть предвказания о судьбах России. Это выделено в стихотворении \"В огне и холоде тревог..\". Оно пронизано верой в затаенные силы родины, в ее могущество, в светлое будущее. \"Пусть день далек\", но поэт верит, что \"новый век взойдет\".От картин природы, от образа Русь - жена Блок переходит к конкретному восприятию действительности; к воспеванию очистительного пожара революции. Как и Лермонтов, Блок верит в будущее, в то, что \"страшный мир\" погибнет в этом пожаре, воссияет мир новый: \"старый мир, как пес безродный стоит\" и \"мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем\".Эти мысли содержатся в поэме \"Двенадцать\". Символику одухотворенного будущего в этом произведении несет чистый образ Христа, так как истинной ценностью для Блока являются христианские идеалы.