Николай Васильевич Гоголь


Биография
Биография писателя
Произведения
23 произведения
Сочинения
153 сочинения

«Русь в творчестве Н. В. Гоголя»

Сочинение

Писательская биография Николая Васильевича Гоголя продолжалась двадцать три года. Практически каждое свое произведение автор посвящал России. Если бы не Гоголь, нам трудно было бы так ярко и целостно представить жизнь русского народа первой половины 19 века. В творчестве этого великого писателя перед нами вереницей проходят уездные города N, всевозможные поместья, деревни, между ними проглядывает блистательный и ужасный Петербург. Можно сказать, что каждый герой в творчестве Гоголя собирателен, символизирует собой целый ряд подобных ему жителей Руси.

В своей гениальной комедии «Ревизор» автор высмеял жизнь и нравы одного маленького уездного городка, а вместе с тем, многих других подобных городов и всей России в целом.

Образ города в комедии складывается как целостная система. Город показан в виде социальной лестницы, составляющие которой — городские низы, купцы, городские помещики, чиновники и, наконец, городничий. Описание жизни города достаточно подробно, энциклопедично. Здесь отражены практически все стороны жизни русского города, многие стороны жизни России, почти все классы и сословия. Нет только крестьян, которые не играют никакой роли в жизни N. Перед глазами читателя предстает высшая городская власть, суд, почта, учебные и богоугодные заведения, полиция. Гоголь удивительно широко показывает неприглядную действительность: чиновники злоупотребляют своим положением, городские помещики живут праздной жизнью, купцы нагло обманывают своих покупателей, а мещане терпят притеснения от всех вышестоящих классов. В городе царит глупость, наглость, взяточничество.

Петербург в комедии наглядно представлен Хлестаковым. В этом герое совмещаются конкретный социальный характер и грандиозный символ. Хлестакову, как и многим людям, не чуждо желание показаться другим значительнее, важнее, интереснее, чем он есть на самом деле. Но в комедии это доходит до абсурда. Петербург обезличил этого маленького, жалкого, униженного человека и вместе с тем возбудил в нем много желаний, жажду недосягаемых высот. Хлестаков — никто, но хочет казаться всем. Безудержное вранье этого героя людям, принявшим его за грозного ревизора, — это своеобразная компенсация маленького человечка за все унижения и лишения, которые он терпел в столице.

Таким образом, в своей бессмертной комедии Гоголь ужасается не только нравам и быту различных уездных городишек, но и показывает, что может сделать с обычным, посредственным человеком блистательный и величественный Петербург.

Теме великого Петербурга, главного города России, Гоголь посвятил не одно произведение. Его сборник «Петербургские повести» наполнен мрачными и пессимистическими красками. Он рисует жизнь Петербурга и петербуржцев разных рангов и сословий. Очень интересно то, что Гоголь словно не видит царственного величия столицы на Неве. Взгляд автора прикован к миру невзрачных закоулков, убогих наемных квартир, закопченных мастерских, зловонных подворотен, черных лестниц, облитых помоями. Если в поле зрения героев попадают дворцы, блеск витрин, светские салоны и бальные залы, то это делается для контраста, усиливающего житейское убожество.

Повесть «Шинель» считается выдающимся произведением Гоголя. В центре повествования — судьба чиновника самого низшего разряда Акакия Акакиевича Башмачкина. Гоголь описывает нам жизнь и смерть «маленького» человека. Его предки были мелкими чиновниками, и сам он не может прыгнуть выше своей головы. Говорит Акакий Акакиевич только предлогами, наречиями и частицами, никак не может закончить фразу. Это подчеркивает крайнюю робость героя, забитость, неуверенность. Не блещущий умом и не имеющий никаких интересов, кроме служебных, Акакий Акакиевич жил своими бумагами. Действительно, в простом переписывании бумаг он находил свой «разнообразный и приятный мир». Только никто не замечал этого его служебного рвения: он получал самую маленькую зарплату в департаменте. Но герою было все равно.

Мирное течение его жизни было нарушено чрезвычайным происшествием: Акакию Акакиевичу срочно понадобилось сшить новую шинель. Ради этого ему пришлось урезать себя во всем: не зажигать лишний раз свечу, не ужинать по вечерам, ходить по улицам на цыпочках, чтобы не натирать обувь, не занашивать белье и так далее. Все эти лишения он с лихвой замещал мыслью о будущей шинели. Эта мысль стала для Башмачкина подругой, скрашивающей его одинокую, убогую жизнь. Само провидение помогало Акакию Акакиевичу, и скоро он набрал вожделенные восемьдесят рублей. Вместе с портным Петровичем они выбрали все самое лучшее, и, наконец, шинель была готова!

Можно сказать, что шинель вернула Башмачкина к жизни. Он впервые за несколько лет вышел на вечерние улицы Петербурга, обратил внимание на огромные перемены, произошедшие в городе, любовался на женскую ножку, изображенную в витрине магазина, иронически (!) усмехнулся, увидев прическу какого-то франта.

Но недолго длилось преображение Акакия Акакиевича. Он и дня не проходил в своей обновке. На следующий день вечером ее украли. Это было страшнейшее потрясение для Башмачкина. Он решился на невиданный для него поступок — бороться за свою шинель. Но чиновничья машина не дала ему никакого шанса. Башмачкин добрался даже до «значительного лица» и посмел ему перечить. «Значительное лицо» обвинило Башмачкина в вольномыслии. После этого Башмачкин заболел и умер, ведь без шинели он больше не смог существовать. А в Петербурге в это же время появился призрак, срывающий с прохожих шинели…

В этой повести Гоголь своеобразно становится на защиту маленького человека, «униженного и оскорбленного». Человека, потерявшего свою сущность и ставшего безликим винтиком в огромной машине Петербурга. И сколько по всей Руси еще таких Башмачкиных, видящих смысл своей жизни в мелкой работе да в новой шинели?

Семнадцать лет своей творческой биографии Гоголь посвятил поэме «Мертвые души». Начав работу над этим произведением, автор писал о своем труде: «Вся Русь явится в нем». Это поистине удивительное творение. Небольшое число персонажей «Мертвых душ» представляет собой всю нацию в ее наиболее характерных проявлениях. Поэтому «Мертвые души» — действительно поэма, посвященная нации и исследующая ее жизнь на самых различных уровнях.

Осуществляя свою идею накопительства, Чичиков ездит почти по всей России. Благодаря его путешествию перед нами предстает целая галерея «мертвых» душ. Это и помещики Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин, и чиновники губернского города N, и сам Чичиков. Каждое лицо, каждый образ в произведении нарицательны, подразумевают под собой целую категорию подобных людей.

Помещики появляются перед читателем один страшнее другого. Сначала «сладкий» мечтатель Манилов, не способный ни на какие действия в жизни, не совершивший ни одного плохого или хорошего поступка. Затем мы видим глупую и косную Коробочку, которую в жизни интересуют лишь цены на пеньку и на мед. После Коробочки Чичиков попадает к «говоруну, кутиле, лихачу» Ноздреву. Этот помещик наделен широтой натуры, поразительной энергией и деятельностью. Его мертвенность заключается в том, что он не умеет свои «таланты» направить в положительное русло. Встретив на страницах поэмы Собакевича, читатель понимает, что перед ним крепкий хозяин, «кулак», готовый ради наживы на любое мошенничество. Завершает галерею помещичьих образов Плюшкин, у которого крестьяне «мерли, как мухи». Даже собственных детей он лишил средств к существованию. Плюшкин завершает галерею помещичьих «мертвых душ». Он — «прореха на человечестве», олицетворяющий полный распад личности. Бессмысленное накопительство привело к тому, что очень богатый хозяин морит голодом своих людей, а его запасы гниют в амбарах. Полную бездушность характеризует куча хлама посреди его комнаты — он сам превратился в хлам, лишенный всех человеческих характеристик.

Но помимо «мертвых» душ в России во все времена были еще и души «живые». Это физически умершие крестьяне, чье мастерство и богатырство воспевается Гоголем. Русь — это еще и бескрайние просторы, хватающие за душу песни, крепкий, яркий, сочный язык. Да, Русь полна «мертвенных» чиновников города N, Чичиковых, Плюшкиных, Собакевичей, Маниловых. Но, тем не менее, Гоголь верит в возрождение своей отчизны, верит, что сила Руси возьмет верх над слабостью. Он сравнивает родину с птицей тройкой, несущейся как вихрь: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади… Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».