Уильям Шекспир


Биография
Биография писателя
Произведения
18 произведений
Сочинения
51 сочинение

«Исторический размах драматургии Шекспира»

Сочинение


Причин, вызвавших трагическое изменение мировоззрения Шекспира, было, вероятно, несколько. Некоторые исследователи усиленно подчеркивают возможное значение гибели Эссекса и его друзей, а среди тех, кого постигла катастрофа, был и покровитель Шекспира, лорд Саутгемптон. Что ж, падение Эссекса и распад его кружка и последовавшая расправа Елизаветы с недавними друзьями были яркими фактами, свидетельствовавшими о преобразовании «старой веселой Англии» в полицейское государство, и это не могло не страшить Шекспира.

Одной из функций этого государства был натиск на всяческое вольнодумство, контроль за театрами; линия на уничтожение общедоступного театра, родного для Шекспира, была следствием этого натиска, поддержанного церковью и сектами. Все это были черты того обострения противоречий в английской жизни, выражением которого безусловно явились конфликт королевы и парламента, не желавшего подчиняться воле монархии, и волна крестьянских восстаний, прокатившаяся по Англии в первом десятилетии XVII в., и городские волнения, усилившиеся к тому же времени и кое-где связанные с крестьянскими бунтами. Менялся характер всей жизни Англии по сравнению со второй половиной XVI в. - и эти изменения говорили о возникновении такой государственной системы и таких отношений, в которых со все большей силой сказывалась их капиталистическая сущность. На смену феодальному угнетению пришло угнетение нового характера - капиталистическое. С этим выявлявшимся характером новых отношений были связаны и многочисленные религиозные движения, секты, деятельность которых в Англии была во всяком случае враждебна гуманизму и его культуре свободомыслия. Гуманисты, еще недавно чувствовавшие поддержку английской монархии, возглавленной образованным и прозорливым лидером, теперь видели себя и лишенными той поддержки, и беззащитными против пресвитерианских гонителей светского вольнодумства. В Англии, конечно, знали и о том, что на континенте силы реакции, враждебной гуманизму, искали единства для решительного наступления на сторонников реформы и защитников вольномыслия. Обнажался итог «величайшего переворота», раскрывалась страшная цена его издержек, все более злободневными оказывались страшные слова Томаса Мора: «Овцы съели людей».

В эти годы, когда начинает намечаться кризис гуманизма, лишенного поддержки в народе, когда появляются тревожные симптомы крушения гуманистических иллюзий и многие вчерашние вольнодумцы и свободомыслящие любомудры не выдерживают, отказываются от своих убеждений, каются, прибегают к защите церкви и теологии. Мировоззрение такого внимательного наблюдателя действительности, каким был Шекспир, не могло не претерпеть существенных изменений. В его отношении к миру на смену концепции, по которой новое уже побеждает в своей борьбе с прошлым, выдвигается концепция гораздо более глубокая и сложная: до победы далеко, но борьба идет, продолжается, и хотя в ней гибнут часто самые лучшие люди, она стоит того, чтобы ее продолжать. Ценою трагедий и смерти лучших история движется вперед - такова была истина, постигнутая Шекспиром на том новом этапе, на котором он оказывается в 1600-е годы.





Теперь Шекспира в первую очередь занимает феномен трагедийного изменения характера: превращение благородного Макбета в кровавого хищника или же венценосного самодура Лира в страдающего человека, это превращение ослепляет и развенчивает Отелло, делает поэта и мечтателя Гамлета грозным мстителем… Впоследствии Стендаль скажет, что именно трагическое изменение характера в героях Шекспира больше всего увлекает человека начала XIX столетия. От чего же зависят эти таинственные перемены, происходящие в человеке? Шекспир не говорит об этом прямо, но ответ подсказан самим материалом и логикой его трагедий. Дело не в общественных условиях, в которых человек живет. Если уже в пьесах первого этапа было доказано, что человек - существо глубоко противоречивое, что в нем уживаются и низкие и высокие качества, что благородный принц Хел иногда подвержен мучительным припадкам властолюбия, что мстительный Ричард III обладает ясным и трезвым разумом, то теперь, в трагедиях второго периода, показано, как развиваются эти противоречия, как под давлением обстоятельств именно низкие или именно высокие качества персонажей Шекспира берут верх. Складывается динамика многосторонних и противоречивых образов Шекспира, формируется их реакция на те испытания, которым их подвергает жизнь, демонстрируются их попытки преодолеть «закономерности, которым подчинены события, или, наоборот, использовать эти закономерности, Макбет с мечом в руках до конца сопротивляется .необходимости, ведущей к гибели деспота и тирана; Гамлет берется за меч, поняв или почувствовав ту же закономерность, но ощутив в себе силу стать ее вершителем - наказать тирана и его сообщников,

В трагедии «Гамлет» конфликт между передовыми силами общества и силами реакции, обострявшийся в Европе в начале XVII в., выражен особенно сильно. При этом надо подчеркнуть, что речь идет уже не о конфликте между силами старого феодального мира и его противниками, а о конфликте между абсолютистской реакцией, великолепно воплощенной в образе тирана Клавдия и его холопов, и гуманизмом, воплощенным в Гамлете и его друзьях - «солдатах и студентах». Однако дух народного мятежа присутствует в трагедии тоже, мощно выражаясь в сцене, в которой мятежный народ врывается в Эльсинор, чем ловко пользуется Лаэрт, чтобы запугать и без того растревоженного Клавдия.

Однако Шекспир отдавал себе отчет в том, что не Гамлету и Горацио удастся занять место Клавдия. Наказав его, Гамлет гибнет - и на фоне датской смуты обрисовывается воинственная фигура Фортинбраса, внося с собой в трагедию в известной мере ноту просвещенного героического абсолютизма, сменяющего гнилой режим Клавдия. Гуманист Гамлет, все же дерзающий взяться за шпагу и кидающийся в бой за дорогие ему принципы, - фигура глубоко характерная для начинающегося XVII столетия. Среди политических деятелей XVII в., сторонников монархии и республиканцев, было немало людей, .подобно Гамлету, сменивших ученые занятия и гуманистическую отчужденность от шумного мира на политическую и военную деятельность.