Уильям Шекспир


Биография
Биография писателя
Произведения
18 произведений
Сочинения
51 сочинение

«Гений Шекспира»

Сочинение

Биографические данные о Шекспире довольно скудны. Когда отец будущего поэта, зажиточный по тем временам ремесленник и торговец, разорился, 15-летний Уильям был вынужден бросить школу и помогать семье.

Около 1585 г. молодой человек отправился в Лондон, где, сменив, как гласит предание, несколько профессий, решил связать свою судьбу с театром. В 1594 г. он стал пайщиком труппы «Слуги лорда-камергера», игравшей с 1599 г. на подмостках построенного в том же году знаменитого театра «Глобус». Как драматург Шекспир начал выступать с конца 1580-х гг. Исследователи считают, что сначала он обрабатывал и «подновлял» уже существовавшие сюжеты и лишь затем перешел к созданию собственных произведений. Впрочем, многие драмы Шекспира, и среди них такие, как «Король Лир», являются глубоко оригинальными переделками более древних пьес либо созданы на сюжеты, использовавшиеся и в дошекспировской драматургии.

В 1612 г. Шекспир расстался с театром и возвратился в Стратфорд. Там он и погребен в церкви Святой Троицы. Наследие Шекспира составляют 154 сонета, несколько небольших поэм и стихотворных циклов и 37 пьес. В творчестве Шекспира выделяют четыре периода. Первый, ранний период (1590-1594) – время становления драматургического мастерства. Написанные в эти годы исторические хроники («Генрих VI», части 1-3; «Ричард III»), «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой» и «Тит Андроник» отличаются острым, преимущественно внешним драматизмом. Гений Шекспира обретает зрелость во второй период (1594-1600), когда были созданы комедии «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Много шума из ничего», «Виндзорские насмешницы», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь», хроники «Генрих IV» (части 1-2), «Ричард II», «Генрих V», трагедия «Ромео и Джульетта».

Добиваясь в пьесах синтеза трагического и комического. Шекспир в эти годы в целом оптимистически трактует жизненные противоречия, полагая возможным их позитивное разрешение в духе ренессансного гуманизма. Перелом в мировоззрении Шекспира, характерный для третьего, «трагического» периода его творчества (1600-1608), знаменует пьеса «Гамлет». Источником трагического в драмах Шекспира становится резкое противоречие между гуманистическими идеалами и действительностью. Веря в величие и возможности человека, Шекспир, однако, в соответствии с правдой жизни показывает, что жестокое борение страстей и социальные конфликты ведут к исходу, губительному для его благородных героев.

В эти годы трагедийное мастерство Шекспира достигает вершины в «Гамлете», «Отелло», «Короле Лире», «Макбете», «Кориолане». Даже комедии этого периода окрашены в мрачные тона: «Конец – делу венец», «Мера за меру». Драматург начинает искать выход из неразрешимых конфликтов времени в утопии, сказке, фантасмагории. Эти поиски определяют интонацию его пьес последнего, четвертого периода (1609-1613) – хроники «Генрих VIII». трагикомедий «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря» с их благополучными, хотя в целом искусственными, развязками. Заслуга и величие Шекспира в том, что он с непревзойденной силой трагического воплотил в своих пьесах исторический парадокс, согласно которому эпоха Возрождения, раскрепостившая личность и освободившая ее от гнета средневековых предрассудков, явилась и началом перехода к новому общественному укладу, с его предрассудками, с его социальным и духовным гнетом.

Впервые в мировой литературе Шекспир создал многомерные и полнокровные человеческие характеры. В его пьесах выведены живые люди, раскрыты все проявления человеческой натуры в их диалектическом единстве, т. е. в том виде, как они существуют в действительности. Первым из великих художников Шекспир показал движение истории как результат деятельности широких масс. Ф. Энгельс особо отмечал мастерство драматурга в воссоздании широкой панорамы демократических, плебейских слоев – «фальстафовский фон» пьес Шекспира. Огромно значение Шекспира и для отечественной культуры: язык его пьес стал языком великой английской литературы.