Михаил Юрьевич Лермонтов


Биография
Биография писателя
Произведения
29 произведений
Сочинения
262 сочинения

««Одинок я, нет отрады» (Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова)»

Сочинение

«Поэт совсем другой эпохи, — так говорил о Лермонтове Белинский, сравнивая его с Пушкиным. Трагизм судьбы М. Ю. Лермонтова в светском обществе представлен в стихотворениях „Смерть поэта“, „Как часто пестрою толпою окружен.“, „Свет“. Светское общество в них не просто скучно, а преступно, оно убивает поэтов.

Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества обрекающее поэта на непонятность окружающих и одиночество. В раннем творчестве Лермонтова тема одиночества раскрывается в традициях романтизма. Позже в стихотворении „Стансы“ появляется новое осмысление этой

Я к одиночеству привык,

Я б не умел ужиться с другом,

Ни с кем в Отчизне не прощусь —

Никто о мне не пожалеет!

Одиночество лирического героя принято им самим добровольно как естественное состояние души

Тема одиночества приобретает у Лермонтова своеобразный оттенок — изгнания, странничества. Мир отвергает героя, но и герой уходит от мира; ни дом ни отчизна не дают ему успокоения:

Изгнаньем из страны родной

Хвалюсь повсюду, как свободой.

Тема изгнанничества является центральной в стихотворении „Тучи“. Образы тучки, облака или волны у Лермонтова — символы свободы и беспечности. Лирический герои стихотворения несвободен и подавлен. Он сравнивает себя с тучками: они „вечные странники“, а не изгнанники Поэт иронично называет их тоже -изгнанниками». Обращение к тучам нежное — «тучки», а название всего стихотворения обобщеннее и символичнее — «Тучи». Тучкам «наскучили нивы бесплодные», а для лирического героя это «милый север- Стихотворение очень динамично благодаря резкому переходу от сопоставления к противопоставлению Большое количество риторических вопросов выражают сомнения тоску лирического героя, его бесконечное одиночество

В лермонтовском творчестве объединяются темы одиночества и свободы.

В стихотворении „Желанье“ лирический герой просит сначала как будто только временной свободы:

Дайте раз на жизнь и мне волю,

Как на чуждую мне долю.

Посмотреть поближе мне

А в стихотворении „Узник“ мечты героя ограничены желаниями сладко поцеловать „красавицу младую“ и улететь на коне „в степь, как ветер“. Свобода теперь представляется единственной ценностью в жизни. Но смысл стихотворения в непреодолимости судьбы, а невозможности обрести свободу:

Одинок я — нет отрады стены голые кругом…

Эта тема развивается в балладе „Пленный рыцарь“. Побежденный рыцарь томится в неволе. Понимая, что он не может сам выйти на свободу, рыцарь даже не ждет сверхъестественной помощи:

Нет на устах моих грешной молитвы.

Нету ми песен во славу любезной…

У рыцаря теперь каменные панцирь и шлем, который ему „голову давит“, „шлема забрало — решетка бойницы“, щит — дубовые двери темницы». Заканчивается стихотворение появлением образа смерти — трагической развязки.

Смерть, как приедем, подержит мне стремя:

Слезу и сдерну с лица я забрало!

Смерть выступает в роли оруженосца, слуги. Лирический герой одерживает хоть и горестную, но моральную победу.

Период «безвременья» 40-х годов XIX века, особенности личности самого поэта, наложили отпечаток на содержание и настроение лирики Лермонтова, в которой, по словам В. Г. Белинского, «…нет пушкинского разгула на пиру жизни».

Таким образом, мы видим, что мотивы одиночества преобладают в творчестве М. Ю. Лермонтова. Несмотря на то, что поэт был одним из образованнейших людей эпохи, он не находил понимания у представителей своего сословного круга. Лермонтов отличался независимостью в суждениях, с негодованием высказывался о власти. Все это нашло отражение в его творчестве.