Михаил Юрьевич Лермонтов


Биография
Биография писателя
Произведения
29 произведений
Сочинения
262 сочинения

«Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта»»

Сочинение

Тридцатые годы были одним из сложных и тяжелых периодов русской жизни. Убийство Пушкина — национального героя — светским обществом не могло пройти бесследно. Никому еще не известный тогда молодой прапорщик Михаил Юрьевич Лермонтов в страстных строках своего стихотворения «Смерть поэта» заклеймил истинных палачей «свободы, гения и славы» — высшее общество.

Резкая критика общества, которое губит поэта, и горечь утраты звучат в строках этого произведения, ставшего печальной точкой отсчета известности Лермонтова:

Погиб поэт, невольник чести,

Пал, оклеветанный молвой…

Эти строки — начало стихотворения, и уже здесь мы видим осуждение тех, кто «оклеветал» поэта. Его гонители, «толпою жадною стоящие у трона», «сперва так злобно гнали его свободный, смелый дар», а теперь лицемерно оплакивают его. Лермонтов спорит по поводу смерти Пушкина, величайшего национального поэта.

Главный пафос этого стихотворения — обвинение того общества, которое стало причиной смерти гения. Ведь Дантес, «убийца хладнокровный», — часть этой толпы:

… хладнокровно навел удар,

Спасенья нет.

Пустое сердце бьется ровно

В руке не дрогнул пистолет.

В стихотворении «Смерть поэта» вся первая часть представляет собой традиционную романтическую элегию. Для Лермонтова смерть Поэта — это «судьбы приговор», «воля рока». Так и только так может закончиться поединок исключительной личности и «толпы холодной». Все стихотворение построено на антитезах двух ключевых слов: «поэт» и «свет» (завистливый и душный) и соответствующих тематических рядов. То, что связано с Поэтом, овеяно ореолом исключительности, возвышенности. Поэту присущи качества человека идеального. Все слова объединены положительным смыслом: «невольник чести», «гордая голова», «душа Поэта», «свободный, смелый дар», «дивный гений», «торжественный венок», «наша слава».

Если с Поэтом связана смысловая единица «один», подчеркивающая его исключительность, то со светским обществом — единица множественности: «ненужный хор», «подобный сотням беглецов». Все характеристики света несут печать уничижительности: «мелочных обид», «пустых похвал», «жалкий лепет оправданья», «злобно гнали», «для потехи раздували», «хладнокровно», «пустое сердце», «коварным шепотом насмешливых невежд».

Риторические вопросы обращены к самому Поэту:

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

Зачем поверил он словам и ласкам ложным…

Это своего рода и упрек Пушкину, и, одновременно, предостережение другим поэтам: среди ничтожеств толпы «певец» все же будет одинок — «один, как прежде».

Повышению экспрессивности, нагнетанию напряженности способствует целый арсенал средств: восклицания («Погиб Поэт!», «Убит!»), повторы (одно значение — «убит» — повторяется в целом ряде слов, в том числе, и в перифрастических обозначениях: «пал», «угас, как светоч», «увял», «взят могилой», «сраженный», «умер», «замолкли звуки чудных песен»), переносы («он мучений / Последних вынести не мог», «Его убийца хладнокровно Навел удар…»), паузы, повторы-подхваты («Один, как прежде… и убит! Убит…», «Что ж? Веселитесь…»).

Стихотворение Лермонтова не вписывается в соотнесенности роковых страстей поэтического сюжета и трагических событий действительности.

Лермонтов выступил достойным приемником Пушкина. Живя в пору, когда трудно было существовать такому человеку, как поэт, с легко ранимой, тонко чувствующей душой, Михаил Юрьевич Лермонтов не побоялся открыто говорить обществу о его бездушии и ошибках.

Лермонтов и сегодня — наш современник. Его поэзия близка и дорога нам глубиной чувств и остротой мысли, своим патриотизмом, свободолюбием, верой в будущее, своим негодованием, тоской по большой жизни, мечтой о подвиге, мечтой о непроходящей любви и верной дружбе.