Михаил Юрьевич Лермонтов


Биография
Биография писателя
Произведения
29 произведений
Сочинения
262 сочинения

«Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дума» (восприятие, истолкование, оценка)»

Сочинение

Каждая историческая эпоха имеет своих героев и своих поэтов. Имя Михаила Юрьевича Лермонтова поистине можно назвать своеобразным символом поэзии 19 века. Хотя жизненный путь этого человека был чрезвычайно короток и непрост, за отведенные ему судьбой двадцать семь лет он создал огромное количество поистине гениальных, бессмертных произведений.

Эпоха Лермонтова — это тридцатые годы 19-го века, время застоя, отсутствия в обществе высоких духовных и нравственных идеалов. В его лирике нашли воплощение вечные вопросы, которые «леденят душу и мрачат сердце». Они поражают душу читателя безысходностью, безверием Именно этому и посвящено стихотворение «Дума».

Оно относится к гражданской лирике. Это тема протеста против окружающей действительности. По жанру это размышление автора о судьбе современного ему поколения. Все стихотворение пропитано горечью и болью поэта за молодежь своего времени:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Сразу приходит на ум явная перекличка с глубоко психологическим романом Лермонтова «Герой нашего времени». В главном герое произведения Печорине отразились основные черты тогдашней молодежи:

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как равный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

Показательно сравнение жизни этого поколения с «ровным путем без цели». Это дорога в никуда. Их жизнь скучна, статична, предопределена с рождения, без выбора, без желания. Эти люди появляются на свет стариками. Жизнь заранее опостылела им. Здесь они чужаки, лишние люди. Они не считают нужным включаться в окружающий мир, живут по схеме:

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно-малодушны,

И перед властию — презренные рабы.

Равнодушие и скука — вот их вечные спутники. Это проклятие целого поколения. Невероятно символичны следующие строки:

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты — его паденья час!

Здесь Лермонтов прибегает к приему развернутого сравнения, сопоставляя целое поколение с «тощим плодом, до времени созрелым». По законам природы ему еще только стоит начинать цвести, его жизнь лишь начинается, но… Он уже иссох и падает до времени. Отчего же это произошло? Лермонтов говорит, что его поколение иссушило «ум наукою бесплодной». Эта фраза не может не удивить нас. Неужели учение не свет? Разве умственное развитие вредит личности? Но, видимо, всему свое время, и молодому организму сначала нужно изучить «науку сердца», а уж потом «ума».

Не научившись сначала наслаждаться жизнью, мы не сможем до конца оценить всю прелесть учения. Ведь мы живем в реальном мире, и науки не должны затмевать радости существования:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Это поколение не отдается со всей пылкостью юности естественным эмоциям молодых людей. Даже когда в них просыпается огонь действия, непонятный холод не дает полностью отдаться порыву. И вот вероятность смерти вызывает в них лишь насмешку и сарказм:

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад.

Это поколение не идет навстречу жизни, а спешит быстрее закончить свое бессмысленное существование. С какой горечью говорит автор о своих современниках! Кстати, в свое время многие обвиняли Лермонтова в том, что он наклеветал на свое поколение. Но, к сожалению, можно сделать вывод, что его оценка тогдашней молодежи была удивительно верна.

Стихотворение не столько ритмично, сколько тягуче по своему слогу. Это способствует созданию эффекта размышлений, раздумий. Ощущение размеренности усиливается выбранным автором стихотворным размером, который можно определить как шестистопный ямб, осложненный пиррихием.

Особенно красноречивы в этом стихотворении такие авторские стилистические приемы, как аллитерация. Ярким примером аллитерации являются строки:

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад.

В них избыточное употребление свистящих и шипящих звуков создает атмосферу сарказма и цинизма, тщеты бытия и ощущение горечи…

Анафора также помогает сделать акценты на самых значимых отрывках произведения:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Начальное «и» в этих строках усиливает эффект нарастания напряжения, авторского ударения на произносимых словах: «и ненавидим, и любим, и царствует…"

Данное стихотворение оставляет очень сильное впечатление. Мы заражаемся горечью автора, его пессимистическим взглядом на окружение, на действительность. И начинаешь невольно задумываться над своим поколением. Можно ли его сопоставить с лермонтовским? Настолько ли оно потерянное? К сожалению, стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова, а особенно его первые строки, до сих пор остаются актуальными:

Печально я гляжу на наше поколенье…